- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Образ идеального человека в сознании современных подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011444 |
Тема: | Образ идеального человека в сознании современных подростков |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине «Психология» на тему: Образ идеального человека в сознании современных подростков Выполнил(а): студентка 2курса 4группы Научный руководитель: Кызыл 2017 Оглавление Введение 3 Глава 1. Особенности развития как проблемы подросткового возраста 5 1.1. Понятие Я-концепции 5 1.2. Особенности я-концепции у современного подростка 9 Глава 2. Исследование особенностей соотношения образа «Я» и образа взрослого в подростковом возрасте 15 2.1. Исследование ценностных ориентаций в подростковом 15 2.2. Проведение теста-опросника. 22 Заключение 30 Список использованной литературы 32 Введение Актуальностьисследования.Подростковыйвозраст-этосамыйтрудныйисамыйсложныйизвсехдетскихвозрастов,представляющийсобойпериодстановленияличности.Наиболееважнымотличительнымпризнакомэтогопериодаявляютсяфундаментальныеизменения,происходящиевсфересамосознанияподростка,которыеимеюткардинальноезначениедлявсегопоследующегоразвитияистановленияподросткакакличности. Исходяизвышесказанногоможноопределитьцельнашейработы:выявитьсоотношениеэлементовсамосознания,наихосновепредставитьцелостнуюхарактеристикуобраза«идеального»подростка. Объектомнашегоисследованияявляютсяподростки(13-14лет). Предметомвыступаютструктурныекомпонентыидеальногочеловекаусамосознаниявподростковомвозрасте. Гипотезанашегоисследованияесливтренингеличностногоростасоздатьопределённыепсихологическиеусловия,тоэтобудетспособствоватьразвитиюуподростковпозитивнойЯ-концепции. Задачиисследования: 1.Изучениеианализпсихолого-педагогическойлитературыпотемеисследования; 2.Изучениеособенностейидеальногочеловекавсознаниисовременногоподростка 3.Проведение опроса для подростков 4.Оценкаанализа и эффективностипроведённойработы. Вработебылииспользованыследующиеметоды: 1.Методанализалитературыпотемеисследования 2.Тест-опросник«ШкаласамоуваженияРозенберга». 3.«Тестдвадцатиутвержденийнасамоотношение»,разработанныйМ.КуномиТ.Мак-Портлендом,модифицированныйА.М.Прихожан. МетодологическойосновойнашегоисследованияявляютсяработыР.БернсаоструктурныхкомпонентахЯ-концепцииифакторах,влияющихнаеёформирование;концепцияпсихологическогоразвитияличностиЭ.Эриксона,работыотечественныхпсихологовБ.Г.Ананьева,И.С.Кона,А.А.РеанаопсихологическихособенностяхразвитияЯ-концепцииустаршихподростков. Практическаязначимость:данноеисследованиеможетприменятьсявобразовательныхучреждениях,вовремяпедагогическойпрактики. Структураработы:состоитизвведения,двухглав,заключенияиспискаиспользованнойлитературы. Глава1.Особенностиразвитиякакпроблемыподростковоговозраста 1.1.ПонятиеЯ-концепции ВсовременнойпсихологииЯ-концепциярассматриваетсякакодинизкомпонентовличности,какотношениеиндивидаксамомусебе.Понятие«Я-концепция»выражаетединствоицелостностьличностисеесубъективнойвнутреннейстороной,тоестьто,чтоизвестноиндивидуосамомсебе,какимонвидит,чувствуетипредставляетсебясам[1, с.197]. Я-концепция-этосовокупностьустановокнасамогосебя.Вбольшинствеопределенийустановкиподчёркиваютсятриглавныхеёэлемента,еётрипсихологическиесоставляющие: 1.ОбразЯ-представлениеиндивидаосамомсебе. 2.Самооценка-аффективнаяоценкаэтогопредставления,котораяможетобладатьразличнойинтенсивностью,посколькуконкретныечертыобразаЯмогутвызватьболееилименеесильныеэмоции,связанныесихпринятиемилиосуждением. 3.Потенциальнаяповеденческаяреакция,тоестьтеконкретныедействия,которыемогутбытьвызваныобразомЯисамооценкой.Предметомсамовосприятияисамооценкииндивидамогут,вчастности,статьеготело,егоспособности,егосоциальныеотношенияимножестводругихличностныхпроявлений.Остановимсяподробнеенатрехосновныхсоставляющих. Представленияиндивидаосамомсебе,какправило,кажутсяемуубедительныминезависимооттого,основываютсялионинаобъективномзнанииилисубъективноммнении,являютсялиониистиннымиилиложными.Конкретныеспособысамовосприятия,ведущегокформированиюобразаЯ,могутбытьсамымиразнообразными.Абстрактныехарактеристики,которыемыупотребляем,описываякакого-точеловека,никакнесвязанысконкретнымсобытиемилиситуацией.Какэлементыобобщенногообразаиндивидаониотражают,соднойстороны,устойчивыетенденциивегоповедении,асдругой-избирательностьнашеговосприятия.Тожесамоепроисходит,когдамыописываемсамихсебя:мывсловахпытаемсявыразитьосновныехарактеристикинашегопривычногосамовосприятия,книмотносятсялюбыеролевые,статусные,психологическиехарактеристикииндивида,описаниеимущества,жизненныхцелейит.п. ВсеонивходятвобразЯсразличнымудельнымвесом-однипредставляютсяиндивидуболеезначимыми,другие-менее.Причемзначимостьэлементовсамоописанияи,соответственно,ихиерархиямогутменятьсявзависимостиотконтекста,жизненногоопытаиндивидаилипростоподвлияниеммомента.Такогородасамоописания-этоспособохарактеризоватьнеповторимостькаждойличностичерезсочетанияееотдельныхчерт[2, с.33]. Оценочнаясоставляющаяяуподростков.Эмоциональнаясоставляющаяустановкисуществуетвсилутого,чтоеекогнитивнаясоставляющаяневоспринимаетсячеловекомбезразлично,апробуждаетвнемоценкииэмоции,интенсивностькоторыхзависитотконтекстаиотсамогокогнитивногосодержания[3, с.34]. Самооценканеявляетсяпостоянной,онаизменяетсявзависимостиотобстоятельств.Источникомоценочныхзнанийразличныхпредставленийиндивидаосебеявляетсяегосоциокультурноеокружение,вкоторомоценочныезнаниянормативнофиксируютсявязыковыхзначениях.Источникомоценочныхпредставленийиндивидамогутбытьтакжесоциальныереакциинакакие-тоегопроявленияисамонаблюдения.Самооценкаотражаетстепеньразвитияуиндивидачувствасамоуважения,ощущениясобственнойценностиипозитивногоотношенияковсемутому,чтовходитвсферуегоЯ. Самооценкапроявляетсявсознательныхсужденияхиндивида,вкоторыхонпытаетсясформулироватьсвоюзначимость.Однако,онаскрытоилиявноприсутствуетвлюбомсамоописании.Естьтримомента,существенныхдляпониманиясамооценки.Во-первых,важнуюрольвееформированиииграетсопоставлениеобразареальногоЯсобразомидеальногоЯ,тоестьспредставлениемотом,какимчеловекхотелбыбыть.Те,ктодостигаетвреальностихарактеристик,определяющихдлянегоидеальныйобразЯ,должныиметьвысокуюсамооценку.Еслижечеловекощущаетразрывмеждуэтимихарактеристикамииреальностьюсвоихдостижений,егосамооценка,повсейвероятности,будетнизкой. Второйфактор,важныйдляформированиясамооценки,связансинтериоризациейсоциальныхреакцийнаданногоиндивида.Инымисловами,человексклоненоцениватьсебятак,как,поегомнению,егооцениваютдругие.Наконец,ещеодинвзгляднаприродуиформированиесамооценкизаключаетсявтом,чтоиндивидоцениваетуспешностьсвоихдействийипроявленийчерезпризмуидентичности.Индивидиспытываетудовлетворениенеоттого,чтоонпросточто-тоделаетхорошо,аоттого,чтоонизбралопределенноеделоиименноегоделаетхорошо.Следуетособоподчеркнуть,чтосамооценка,независимооттого,лежатливееосновесобственныесужденияиндивидаосебеилиинтерпретациисужденийдругихлюдей,индивидуальныеидеалыиликультурнозаданныестандарты,всегданоситсубъективныйхарактер. ПозитивнуюЯ-концепциюможноприравнятькпозитивномуотношениюксебе,ксамоуважению,принятиюсебя,ощущениюсобственнойценности;синонимаминегативнойЯ-концепциистановятсявэтомслучаенегативноеотношениексебе,неприятиесебя,ощущениесвоейнеполноценности. Поведенческаяконцепция.Тотфакт,чтолюдиневсегдаведутсебявсоответствиисосвоимиубеждениями,хорошоизвестен.Нередкопрямое,непосредственноевыражениеустановкивповедениимодифицируетсяиливовсесдерживаетсявсилуегосоциальнойнеприемлемости,нравственныхсомненийиндивидаилиегострахапередвозможнымипоследствиями.Всякаяустановка-этоэмоциональноокрашенноеубеждение,связанноесопределеннымобъектом.ОсобенностьЯ-концепциикаккомплексаустановокзаключаетсялишьвтом,чтообъектомвданномслучаеявляетсясамносительустановки. Благодаряэтойсамонаправленностивсеэмоциииоценки,связанныесобразомЯ,являютсяоченьсильнымииустойчивыми.Непридаватьзначениеотношениюктебедругогочеловекадостаточнопросто;дляэтогосуществуетбогатыйарсеналсредствпсихологическойзащиты.Ноеслиречьидетоботношенииксамомусебе,топростыевербальныеманипуляцииздесьмогутоказатьсябессильными.Никтонеможетпростотакизменитьсвоеотношениексамомусебе[4, с.105]. Такимобразом,мырассмотрелипонятиеЯ-концепциииеёструктурныекомпоненты.ФормированиеЯ-концепциискладываетсянаосновеиндивидуальныхособенностейличности,атакжеподдействиеммеханизмавзаимногообщения.Процесспсихосоциальногоразвитиячеловека,стадииформированияЯ-концепцииличностивтечениевсегожизненногоцикланаиболееполнопредставленыЭ.Эриксоном. 1.2.Особенностия-концепцииусовременногоподростка Наиболееважнымотличительнымпризнакомподростковогопериодаявляютсяфундаментальныеизменениявсфереегосамосознания,которыеимеюткардинальноезначениедлявсегопоследующегоразвитияистановленияподросткакакличности.Именновэтотпериод,согласномнениюодногоизкрупнейшихотечественныхпсихологовБ.Г.Ананьева,сознание,пройдячерезмногиеобъектыотношений,самостановитсяобъектомсамосознанияи,завершаяструктурухарактера,обеспечиваетегоцелостность,способствуетобразованиюистабилизацииличности[5, с.89]. Вподростковомвозрастеумолодыхлюдейактивноформируетсясамосознание,вырабатываетсясобственнаянезависимаясистемаэталоновсамооцениванияисамоотношения,всеболееразвиваютсяспособностипроникновениявсвойсобственныймир.Вэтомвозрастеподростокначинаетосознаватьсвоюособенностьинеповторимость,вегосознаниипроисходитпостепеннаяпереориентациясвнешнихоценок(преимущественнородительских)навнутренние. Такимобразом,постепенноуподросткаформируетсясвояЯ-концепция,котораяспособствуетдальнейшему,осознанномуилинеосознанному,построениюповедениямолодогочеловека. Кризисподростковоговозраста.Идентификацияличностиипутаницаролей.Припереходевпятуюстадиюсвоегоразвития(12-18лет)ребеноксталкивается,какутверждаетклассическийпсихоанализ,спробуждением«любвииревности»кродителям.Успешноерешениеэтойпроблемызависитоттого,найдетлионпредметлюбвивсобственномпоколении.Эриксоннеотрицаетвозникновенияэтойпроблемыуподростков,ноуказывает,чтосуществуютидругие.Подростоксозреваетфизиологическиипсихически,ивдобавлениекновымощущениямижеланиям,которыепоявляютсяврезультатеэтогосозревания,унегоразвиваютсяновыевзглядынавещи,новыйподходкжизни. Так,важноеместовновыхособенностяхпсихикиподростказанимаетегоинтерескмыслямдругихлюдей,ктому,чтоонисамиосебедумают.Подросткимогутсоздаватьсебемысленныйидеалсемьи,религии,общества,посравнениюскоторымпроигрываютдалеконесовершенные,нореальносуществующиесемьи,религиииобщества.Подростокспособенвырабатыватьилиперениматьтеорииимировоззрения,которыесулятпримиритьвсепротиворечияисоздатьгармоническоецелое.Корочеговоря,подросток-этонетерпеливыйидеалист,полагающий,чтосоздатьидеалнапрактикенетруднее,чемвообразитьеговтеории.Эриксонсчитает,чтовозникающийвэтотпериодпараметрсвязисокружающимколеблетсямеждуположительнымполюсомидентификации«Я»иотрицательнымполюсомпутаницыролей.Иначеговоря,передподростком,обретшимспособностькобобщениям,встаетзадачаобъединитьвсе,чтоонзнаетосамомсебекакошкольнике,сыне,спортсмене,друге,бойскаутеитакдалее.Всеэтиролиондолженсобратьвединоецелое,осмыслить,связатьспрошлымиспроецироватьбудущее.Еслимолодойчеловекуспешносправитсясэтойзадачей-психосоциальнойидентификацией,тоунегопоявитсяощущениетого,ктоонесть,гденаходитсяикудаидет. Вотличиеотпредыдущихстадийвозрастногоразвития,гдеродителиболееилименеемогливоздействоватьнатечениеиисходкризисовразвитияребенка,теперьжевлияниеихоказываетсягораздоболеекосвенным.Еслиблагодаряродителямподростокужевыработалдоверие,самостоятельность,предприимчивостьиумелость,егошансынаидентификацию,тоестьнаопознаниесобственнойиндивидуальности,значительноувеличиваются[6, с.69]. Развитиесамооценкивподростковомвозрасте.Несмотрянаимеющиесямногочисленныеисследованиясамооценкивдетскомвозрасте,некоторыеисследователисклоннысчитатьееновообразованиемподростковогопериода.Ониутверждают,чтосамооценкаявляетсядовольнопозднимобразованиеминачалоеереальногодействиянередкодатируетсялишьподростковымвозрастом.Исследователиединодушнывописанияхособенностейсамооценкидетейэтоговозраста,отмечаяееситуативность,неустойчивость,подверженностьвнешнимвоздействиямвмладшемподростковомвозрастеибольшуюустойчивость,многосторонностьохватаразличныхсфержизнедеятельностивстаршемподростковомвозрасте.С.Л.Рубинштейн,характеризуяпроцессразвитиясамосознанияуподростков,проводитегочерезрядступеней-отнаивногоневедениявотношениисебяквсеболееопределеннойииногдарезкоколеблющейсясамооценке. Впроцессеразвитиясамосознанияцентрвниманияподростковвсеболеепереноситсяотвнешнейстороныличностикеевнутреннейстороне,отболееилименееслучайныхчерт-кхарактерувцелом.Сэтимсвязаныосознание-иногдапреувеличенное-своегосвоеобразияипереходкдуховным,идеологическиммасштабамсамооценки.Врезультатечеловексамоопределяетсякакличностьнаболеевысокомуровне[7, с.36]. Самооценкапредставляетсобойцентральноеобразованиеличности.Онавзначительнойстепениопределяетсоциальнуюадаптациюличности,являетсярегуляторомееповеденияидеятельности.Хотя,конечно,следуетотдаватьсебеотчетвтом,чтосамооценканеестьнечтоданное,изначальноприсущееличности.Самоформированиесамооценкипроисходитвпроцесседеятельностиимежличностноговзаимодействия.Социумвзначительнойстепенивлияетнаформированиесамооценкиличности.Отношениечеловекаксамомусебеявляетсянаиболеепозднимобразованиемвсистемеотношенийчеловекакмиру.Но,несмотрянаэто(аможетбыть,именноблагодаряэтому),вструктуреотношенийличностисамооценкепринадлежитособоеместо[8, с.365]. Адекватностьсамооценки.Многиеисследователиотмечаютпостепенноеувеличениеадекватностисамооценкивподростковомвозрасте.Р.Бернсобъясняетэтотем,чтоподросткиоцениваютсебянижепотемпоказателям,которыепредставляютсяимсамимважными,иэтоснижениеуказываетнаихбольшийреализм,втовремякакдетямсвойственнозавышатьоценкусобственныхкачеств. В.Кваде,В.П.Трусовпредставилиданныеобиндикаторахразличныхтиповсамооценкиподростков.Так,адекватнуюсамооценку,поихмнению,предсказываетдостоверносильнаяориентацияподростканабудущуюпрофессиюивысокаяучительскаяоценкавыполнениянормморальногоповедения.Завышеннуюсамооценкувызываетуподростканизкаяоценкаегоповедениясверстниками,заниженнуюжесамооценку-низкаяпсихологическаяустойчивость. Подросткираскрываютсебявкатегориях,отражающихихучебнуюдеятельность,любимыезанятия,интересы,увлечения.Ониориентированынаидеальнуюсамооценку,норазрывмеждуихреальнойиидеальнойсамооценкойдлямногихизнихнеявляетсятравмирующим.Вразличныхисследованияхподмечено,чтовсодержаниисамооценкиподростковпревалируютосновныеморальныечерты-доброта,честность,справедливость.Довольновысокийуровеньсамокритичностиподростковпозволяетимпризнаватьвсебемногоотрицательныхкачествиосознаватьнеобходимостьотнихизбавиться. Так,наиболеезначимымиихорошоосознаваемымикачествамисвоего«Я»дляюноши-старшеклассникавыступаюткоммуникативные,волевыеиинтеллектуальныекачества,чтопозволяетрассматриватьихкакоснованияценностногоотношенияподросткаксебе.Втакомслучаепознаниесебя,формированиесамооценки,самоуваженияосуществляетсяунегопреждевсегоподвлияниемтехлюдейизкругаближайшегообщения,которыепонимаютсяимкакносителиименноэтихкачеств,развитыхнаэталонномуровне.Содержаниесамооценкидевочеккасаетсявбольшейстепениосознанияиоценкиихвзаимоотношенийсдругимилюдьми. Так,именновэтотвозрастнойпериод,когдапроисходятважнейшиепреобразованияворганизме,когдавнешнийобликподросткаиегофизическиечертыначинаютсильноволноватьподростка,тогдасоответствиефизическогоразвитияребенкастандартам,принятымвгруппеегосверстников,становитсяопределяющимфакторомвегосоциальномпризнании,положениивгруппе.Осознаниеособенностейсвоейвнешноститакжевлияетнаформированиеуподросткамногихважныхкачествличности(например,уверенностивсебе,жизнерадостности,замкнутости,индивидуализма)[9, с.362].Характерсамооценкиикачестваличности.Характерсамооценкиподростковопределяетформированиетехилииныхкачествличности.Например,адекватныйееуровеньспособствуетформированиюуподросткауверенностивсебе,самокритичности,настойчивостиилиизлишнейсамоуверенности,некритичности.Обнаруживаетсятакжеопределеннаясвязьхарактерасамооценкисучебнойиобщественнойактивностью.Подросткисадекватнойсамооценкойимеютболеевысокийуровеньуспеваемости,унихнетрезкихскачковуспеваемостиинаблюдаетсяболеевысокийобщественныйиличныйстатус. Подросткисадекватнойсамооценкойимеютбольшоеполеинтересов,активностьихнаправленанаразличныевидыдеятельности,атакженамежличностныеконтакты,которыеумеренныицелесообразны,направленынапознаниедругихисебявпроцессеобщения.Подросткистенденциейксильномузавышениюсамооценкипроявляютдостаточнуюограниченностьввидахдеятельностиибольшуюнаправленностьнаобщение,причеммалосодержательное. Агрессивныеподросткихарактеризуютсякрайнейсамооценкой(либомаксимальноположительной,либомаксимальноотрицательной),повышеннойтревожностью,страхомпередширокимисоциальнымиконтактами,эгоцентризмом,неумениемнаходитьвыходизтрудныхситуаций.Данныемногочисленныхисследованийпоказывают,чтоподросткиснизкойсамооценкойподверженыдепрессивнымтенденциям.Причемодниисследованиявыявили,чтонизкаясамооценкапредшествуетдепрессивнымреакциямилиявляетсяихпричиной,адругие-чтодепрессивныйаффектпроявляетсясначала,азатеминкорпорируетсявнизкуюсамооценку.Известно,что,начинаяпримернос8лет,детиактивнопроявляютспособностькоценкесвоейуспешностивразныхобластях.Наиболеезначимымиизнихоказываютсяпятькритериев:школьнаяуспеваемость,внешность,физическиеспособности,поведениеисоциальноепринятие. Глава2.Исследованиеособенностейсоотношенияобраза«Я»иобразавзрослоговподростковомвозрасте 2.1. Исследование ценностных ориентаций в подростковом ОценказначимыхсубличностейчерезсистемуведущихценностейподросткаКультурные,социально-экономическиеиполитическиеособенностиобществавзначительнойстепениопределяютпроцесссоциализацииподростковиформированияценностно-моральногосознания.Влияниетакихинститутовсоциализации,каксемья,школа,группысверстников,опосредуетсякультурнымитрадициямиобщества. ВсравнительномисследованииособенностейличностногоразвитияподростковСШАиСССР,проведенномв1970-егг.,У.Бронфенбреннеробнаружил,чтосистемаценностейамериканскихподростковзначительноотличаетсяотсистемыценностей,принятойвобществевзрослых,втовремякакусоветскихподростковтакогоразрываненаблюдается.Обществосверстниковскорееобеспечиваетусвоениетребованийинормвзрослых,чемпротиворечитим[10, с.36]. Однакосовременноероссийскоеобществодемонстрируетразрозненностьиразобщенностьввопросахценностей.Г.М.Андреевавыделиласледующиеособенностимассовогосознаниявсовременномтрансформирующемсяроссийскомобществе:разрушениепрежнихустойчивыхсоциально-психологическихстереотипов,изменениеиерархииценностей,перестройкаобразамира.Всилуизменившегосяспособаобщественногопроизводстваиобразажизнивмассовомсознаниипроизошелотказотбезусловногоприоритетаколлективистическихценностей,анередкоиихобесцениваниевпользуиндивидуалистических. Противоречивостьсостоитвтом,что,хотяколлективистическиеценностиужепересталибытьведущими,индивидуалистическиеценности,противоречащие«коллективистической»природероссийскогосознания,небылипринятыбольшинством[11, с.99].Болеетого,нередкоидеисвободыиправчеловекаприобретаютискаженноезначениеипонимаютсякаквседозволенность,резкопадаетуровеньправосознанияизаконопослушностиличности. Дляроссийскогообществаиндивидуалистическиеценностинередковоспринимаютсякакценности,исключающиебескорыстнуюлюбовьизаботу,проявленияальтруизма.Этонаходитотражениевсистемеценностейсовременныхподростков.Исследованияструктурыценностейсовременныхподростковдостаточноширокопредставленывпсихологии.Ограничениярезультатовподобныхисследованийвтом,чтоподросткампредлагаетсяоценитьличнуюзначимостьценностей,задаваемыхкакэталонные,приэтомсуществуетриск«оставитьзабортом»другиезначимыедляэтоговозрастаценности. Приведемпримерыисследованийценностейподростков.Однимизсамыхавторитетныхподходовкисследованиюособенностейценностнойсферыличностивсовременнойпсихологииявляется«теорияуниверсальногосодержанияиструктурыценностей»,предложеннаяС.ШварцемиУ.Билски[12, с.187].Врамкахпредложенногоподходаценностирассматриваютсякакубежденияилипонятия,связанныесвнеситуативнымжелаемымконечнымсостояниемилиповедениемчеловека,выполняющиефункцииуправлениявыборомилиоценкойлинииповедения.ВконцепцииС.Шварцавосновелюбойценностнойориентациилежатжелаемыевнеситуативныецели,различающиесяпостепенизначимостиипобуждающиечеловекакдействию.Систематакихцелейсоставляетопределенныймотивационныйтип. Наоснованиифилософскогоикультурологическогоанализа,результатовпсихологическихисследованийценностнойсферыличности,литературыавторвыделяет10типовценностнойориентацииилимотивационныхтипов,образующихиерархиювзависимостиотличностнойзначимости.С.Шварцембыливыделеныследующиеценностныеориентации(мотивационныетипы): 1.власть-главноймотивирующейцельюявляетсядостижениевысокогосоциальногостатуса,престижа.Стремлениекконтролюилидоминированиюнаддругимилюдьмииресурсамиврамкахсоциальнойсистемы; 2.достижение-стремлениедостигнутьличногоуспехавконкретнойдеятельностизасчетсобственнойкомпетентностивсоответствииссоциальнымистандартамиипоследующимсоциальнымодобрением; 3.гедонизм-воснованииданногомотивационноготипалежитчувственнаянаправленностьнасебяистремлениеполучитькакможнобольшеудовольствийдлясебя.Жизньрассматриваетсякакцепочканаслаждений; 4.стимулирование(полнотажизненныхпереживаний)-главнойцельюявляетсяналичиеновыхвпечатленийиизмененийвжизни.Перемены,частыежизненныевыборыобеспечиваютнеобходимоеощущениеновизныивозбужденности; 5.саморегуляция(самонаправленность)-данныймотивационныйтиппредполагаетавтономностьинезависимостьмыслейиповедения,направленностьнасозданиенового,исследовательскийинтерес; 6.универсализм-выражаетстремлениекпониманиюипризнаниювсехдругихлюдей,терпимомуотношениюкнимизаботеобихблагополучии.Значимымявляетсянетолькомирлюдей,ноимирприроды; 7.благосклонность(заботливость)-главнойцельюявляетсявзаимодействиесозначимымидлятебялюдьмиизаботаобихблагополучии.Контактыосуществляютсявпервуюочередьстемилюдьми,скемчеловекподдерживаетхорошиеотношенияилинаходитсявпостоянномконтакте; 8.традиции-мотивационныйтип:уважение,принятие,подчинениеиподдержкасуществующихтрадицийиобщихидейврамкахсоциокультурнойирелигиознойгруппыкакосновауспешногофункционированиягруппы; 9.конформность-главнойцельюявляетсяограничениедействий,импульсовинамерений,причиняющихвреддругимилиотклоняющихсяотсоциальнопринятыхнормиожиданий; Выделенныемотивационныетипысвязанысопределеннымиформамиповеденияи,соответственно,находятсядругсдругомвдинамическихотношениях,какпротивопоставления,такисоответствия.Быливыделеныдвепарыпротивоположныхотношениймеждуценностнымиориентациями:ценностисохраненияиконсерватизма(безопасность,конформностьитрадиции)противоположныценностямизменений(саморегуляцииистимулирования);ценностиориентациинадругихлюдейисамопреодоления(благосклонностьиуниверсализм)противоположныценностямориентациинасебяисамовозвышения(гедонизм,достиженияивласть). Исследования,проведенныев,53странах,включаяРоссию,обнаружилифеноменконсенсусаценностей,подтверждающийпанкультурныйуниверсальныйхарактерразвитияценностныхориентацийуразныхнародов.Наиболеезначимымиоказываютсяблагосклонность,саморегуляция,универсализм,далеепозначимостиследуютбезопасность,конформностьидостижения.Группуменеезначимыхмотивационныхтиповсоставляютгедонизм,стимулирование,анапоследнемместе-традицииивласть. Возрастнаяспецификаиерархииценностейнаходитотражениелишьвтом,чтодляюношескоговозраста(выборкастудентов),посравнениюсозрелымвозрастом,ценностьдостиженийоказываетсяболеезначимой,чембезопасностьиконформность(С.Шварц,Е.П.Белинская,В.С.Собкин).ВисследованииособенностейценностныхориентацийвподростковомиюношескомвозрастеврамкахконцепцииС.Шварцанаматериалероссийскихподростков-учащихсямосковскихшколбылаобнаруженаследующаяиерархияценностныхориентаций(отнаиболеезначимыхкнаименеезначимым):достижения,саморегуляция,благосклонность,безопасность,гедонизм,стимулирование,универсализм,конформность,власть,традиции[13, с.87]. СравнительныйанализценностныхориентацийподростковинанкультурногоуниверсальногохарактераразвитияценностныхориентацийпоШварцупозволяетувидетьвозрастно-психологическуюспецификуиерархииценностейподростков.Дляроссийскихподростковиюношейнаиболеезначимойоказаласьценностьдостиженийисоциальногоуспеха,далееценностисаморегуляциииблагосклонности(заботыоблагополучиидругих),втовремякакблагосклонность,поданнымС.Шварца,оказываетсянаиболеезначимой,аценностьдостиженийзанимаетлишь4-еместовиерархиипорезультатамисследований,проведенныхв4,5странах.Следующейпозначимостидляроссийскихмолодыхлюдейоказываетсяценностьбезопасности. Относительнонизкоеместопозначимостивструктуреценностейзанимаютгедонизм,стимулирование,универсализм,комфортностьи,наконец,какивисследованияхС.Шварца,наименеепредпочитаемымиоказываютсяценностивластиитрадиций.Такимобразом,структураценностныхориентацийподростковойиюношескойвыборокотражаетособенностисоциальныхнастроений,характерныхдлясовременногороссийскогообщества,гделичныйуспехзачастуюоказываетсяболеезначим,чемзаботаоблагедругих.Консенсусвотношенииценностисаморегуляции,т.е.стремлениямолодыхлюдейкавтономииинезависимостивмыслях,поведении,позиции,занимающейведущееместовиерархиимотивационныхтипов,связансрешениемважнейшейзадачиразвитияэтихвозрастов-задачипреодолениязависимостииприобретенияавтономии. Можнонаблюдатьопределеннуюдинамикуизмененияценностныхориентацийотподростковогокюношескомувозрасту:естькаксходство,такиразличиявструктуреценностныхориентаций.Дляобеихвозрастныхгруппнаиболеезначимымявляетсясоциальныйуспехидостижения,анаименеезначимым-традицииивласть. Такжеможноотметить,чтосвозрастомпроявляетсябольшаяориентированностьнаизменениявпротивовесценностямсохранения.Отчастиэтоможнообъяснитьнедостаточнымуровнемразвитиясамостоятельностиикомпетентностиподростковиихтревогойпередсоциальнойнестабильностьюинепредсказуемостьюмира,чтонафонестремлениякновомуиперестройкипрежнейсистемыотношенийсохраняетвысокийуровеньпотребностивбезопасностииопределеннуюприверженностьконсерватизму. Можновыделитьгендерныеразличия,вкоторыхсочетаютсякактрадиционныемаскулинныеифемининныепредпочтенияценностей,такименееожидаемые.Типичнымдляженскойвыборкиможносчитатьбольшеепредпочтениеценностейблагосклонности(защитаизаботаоблагополучиилюдей,скоторыминаходишьсявчастыхличныхконтактах).Этообнаруживаетсяввысокойзначимоститакихинструментальныхценностей,выступающихкакхарактеристикиличности(М.Рокич),какпомогающий,честный,прощающий,лояльный,ответственный. Такимобразом,структураценностныхориентацийсовременныхроссийскихподростковиюношейотличаетсявыраженнойориентациейнадостиженияиличныйуспехприснижениизначимостиблагосклонности(заботыоблагополучиидругихлюдейиобщества).Эторасходитсясмодельюуниверсальнойструктурыценностей,предложеннойС.Шварцем[14, с.108]. Изменениеструктурыценностейотражаетсдвигсоциальныхприоритетоввпользусобственногоблагополучияииндивидуализмапротивсоциальногоинтереса(А.Адлер)иколлективизма.Выявленнаятенденцияобусловленатакженедостаточностьюопытаобщественно-полезнойдеятельностииучастиявсоциальныхмолодежныхорганизацияхусовременныхподростков.Такимобразом,мыполучилисвидетельствотого,чтоособенностисоциальнойситуацииразвитиясовременныхроссийскихподростковобусловливаютиерархиюценностныхориентацийличности. ВисследованииО.А.Тихомандрицкойбылопоказано,чтодлясовременныхроссийскихподростковнаиболеезначимымиявляются«общечеловеческие»ценности(свобода,здоровье,любовь,дружба)иценности,связанныесдостижениемблагополучияиосмысленностьюсобственногосуществования(насыщенностьжизни,осмысленностьсуществования,успех,профессионализм,целеустремленностьидр.).Наименеезначимымиоказалисьдуховныеценности,ценностикомфортностиитрадиций(духовность,благочестие,религиозность,послушание,умеренность,смирение,традицииидр.),атакжеценности«власти»(власть,социальнаявласть). 2.2.Проведение теста-опросника. База исследования: МБОУ СОШ №1 имени А.М. Бухтуева г. Кызыла. В опросе участвовали 20 человек 8 «б» класса. Всем участникам опроса раздавались напечатанные на лист бумаги вопросы и чистые листы для ответа. Листы не подписывались, так как мы хотели получить точные ответы от каждого ученика. Современное состояние российского общества - состояние экономических, политических и социальных трансформаций актуализирует вопросы, обращенные к нравственному сознанию личности, личностному выбору и самоопределению. Изменения, происходящие в России, затрагивают каждую отдельную личность, и каждый из нас делает свой выбор, относительно способа отношения к событиям общественной жизни, к другим людям и к самому себе. Вцеломнаиболеезначимымидлясовременныхстаршеклассниковявляютсяценностиизмененияличностииобществаииндивидуалистическиеценности,направленныенадостижениеличныхинтересов.Менеезначимымиявились,соответственно,ценности«сохранения»,направленныенастабильностьинеизменностьобщества,иценности,выражающиеинтересыгруппы,общества(коллективистическиеценности).Особенностииерархииценностейотражают,помнениюавтора,каксобственновозрастныезадачииновообразованияраннейюности-самоопределение,становлениемировоззрения,такиособенностисовременногообщества-отсутствиестабильности,направленностьнаизменения,ориентациянаиндивидуализм[15, с.269]. По анализам исследования квысокозначимымжизненнымценностямподросткиотнеслисчастливуюсемейнуюжизнь(73%испытуемых),достижениематериальногоблагополучия(57%)иуспешнуюпрофессиональнуюдеятельность(49%).Кценностямсреднейстепенизначимости-полноценноеобщениеслюдьми(34%),развитиесвоихспособностей(25%),воспитаниедетей(24%).Вгруппенизкозначимыхценностейоказалисьпознаниесебя(13%),полноценноеприобщениеккультуре(8%),успешнаяполитическаякарьера(3%).(Приложение №1) А также можно проследить содержательноидеальныйобразчеловекадляподросткавключаетвсебяхарактеристикивнешности,личностныечерты,особенностимоделейповедения.Идеальныйобразчеловекаможетобладатьразнойстепеньюдифференцированности:однихарактеристикимогутбытьоченьчеткими,иногдагипертрофированновыпуклыми,другие-расплывчатымииколеблющимися. Сучетомзначимостиинтимно-личностногообщениясосверстникамикакведущеготипадеятельностивподростковомвозрастехарактеристикиидеальногообраза,связанныескоммуникациейсосверстниками,приобретаютособоважныйхарактер.Изменения,происходящиевобществе,приводяткизменениюидеалов-насменуоднимгероям(революционерам,полководцам,путешественникам,первооткрывателямит.д.)приходятдругие(киноактеры,поп-звезды,топ-моделиит.д.). Идеаломдляподростковв38%случаевявляютсязарубежныеактерыикиногероизарубежныхфильмовителесериалов,несколькореже,в26%случаев,-длястаршихподростков.Отметим,чтообраззнаменитыхлюдейпрошлогоявляетсяидеаломсовременныхподростковкрайнередко-лишьв6%случаев[16, с.365].Интереснымпредставляетсятрансформацияобразаидеал-ьногообразамужчиныдлямолодыхлюдейзапоследние20лет:отобразцовярковыраженноймаскулинности(А.Шваценеггер,С.Сталлонеидругиегероибоевиков)кобразцам,обладающимвыраженнойфеминностью(ШайаЛабаф). Конкретноесодержаниеидеаловсвязаносмногимифакторами:социальнымокружением,уровнемобразования,образованияисоциоэкономическогоуровняродителейподростка,особенностямипотребностнойсферыподростка,егоинтеллектуальнымиспособностямиит.д. Достаточночастоидеалыподростков,такилииначе,оказываютсясвязанысфигурамиродителей.Многиеавторывыражаютопасениевсвязисинтенсивнойпримитивизациейидеаловсовременныхподростков,ориентировкойпаагрессивность,цинизмипрагматизмвпротивовесромантическомусодержанию. ВисследованииБ.В.Кайгородовапоказано,какввозрастеот1011к14-15годампроисходиттрансформацияидеала:переходотидеала-конкретногочеловекаилигероякидеалу-обобщенномуобразу[17, с.189].Свозрастомпроисходитизменениеструктурыидеалаподростков.Первоначальноидеалпредставленввидеэмоциональноокрашенногообраза,выступаеткакпримердляподражания,некоторыйэталондляоценкидругихисамогосебя.Здесьсодержаниеидеаланоситконкретныйхарактер,частосвязанныйсопределеннымгероем.Важно,чтоидеалможетвыполнятьфункциюприобщениясебякдругимлюдямилисоциальнымгруппам.Вдальнейшемидеалстановитсярегуляторомповедения,позволяетоцепитьмотивыдеятельности,включаясьвустойчивуюсистемуценностей,интересов,установокличности.Затемидеалвыступаетинтегрирующейосновойжизненныхотношенийличности,ееобщимсмыслообразующимустремлением. Наданнойстадиипреобладаютидеалыобобщенногоиконкретизированноготипа(Б.В.Кайгородов,О.В.Романова).Мировоззрениеявляетсяядроминдивидуальногообразамира,важнымкомпонентомличностичеловека.Мировоззрениепредставляетсобойсистемуструктурированныхпредставленийобокружающеммире,обществеичеловеке,атакжеозакономерностяхихсосуществования,гдеобразокружающегомирасвязансвнутренниммиромчеловека,егосамосознанием,самооценкойиобразом«Я».Можноговоритьотеснойсвязимировоззренияисистемыценностейчеловека,формированияидеалов,жизненныхприоритетов. Важно,чтомировоззрениекаждогопоследующегопоколенияобогащаетсяопытомпредыдущихпоколений,атакжеучитываетконкретныеобщественно-историческиеисоциально-экономическиереалии.Формированиемировоззрениясвязаносналичиемспособностикрефлексии,формальнойлогике,критическомуосмыслениюдействительности,понятийномумышлению.Этопредопределяетпозднеепоявлениемировоззрения-вподростковомиюношескомвозрасте.Развитиесамосознаниякакодногоизцентральныхновообразованийподростковоговозрастаприводиткревизиипрошлых,зачастуюмифологических,детскихпредставленийомире,воспринятыхиусвоенныхранеебездолжногоосознанияикритичности. Интереснамодельпроцессаформированиямировоззрения,представленнаяврамкахконцепциибазисныхубежденийС.ЭпштейнаиР.Янофф-Бульман(1992).Авторысчитают,чтовходеразвитиячеловекапостепенноипобольшейчастибездолжногоосознанияскладываетсяимплицитнаясистемапредставленийомире.Этаимплицитнаясистемапредставленийомиревключаеттеориюсобственного«Я»итеориюокружающегомира,атакжепредставленияоботношенияхмежду«Я»имиром.Содержаниеимплицитнойтеорииреальностиопределяетсяпятьюбазиснымиубеждениями,представляющимисобойкогнитивно-эмоциональныеиерархическиорганизованныепредставленияиотвечающимиосновнымпотребностямчеловека. Базисныеубеждениявлияютнетольконавосприятиеиинтерпретациюподросткомсобытийокружающегомира,ноиявляютсяосновойсознательногоформированиямировоззрения,целеполаганияипринятиярешений,осуществленияличностныхвыборовипостроениявзаимоотношений,приобретаятемсамымключевоезначениевразвитииличности. Можнопредставитьпозитивныеполюсабазисныхубеждений,наличиекоторыхопределяетсодержаниемировоззрениячеловека: 1.Убеждениевдоброжелательности,дружелюбиилюдейибезопасностиокружающегомира.Идеяотом,чточеловекпосвоейприродедобривмиребольшедобра,чемзла;людямможнодоверять; 2.Убеждениевсправедливостиокружающегомира,втом,чтоустройствомиравоздаеткаждомупозаслугам-хорошиеиплохиесобытияраспределяютсямеждулюдьмипопринципусправедливости,награждаядостойныхинаказываятех,ктоэтозаслуживаетсвоимповедением; 3.Убеждениевсобственнойзначимости,самоценности,происходящееизуверенностивтом,чточеловекдостоинуваженияидоброгоотношения.Характеризуетсяпозитивнымсамовосприятиемиобразом«Я»-преобладаниемдостоинствнаднедостаткамииуверенностьючеловекавтом,чтоокружающиеуважаютегоивысокооценивают; 4.Убеждениеввозможностиудачиублагоприятногоповоротадел:людиспозитивныммировосприятиемчаще,чемдругие,считают,чтоимвжизнисопутствуетвезение,благосклонностьудачиисудьбы,имсвойствененоптимизмичуждапозицияжертвы; 5.Убеждениевтом,чточеловек-творецсвоейжизни,чтомирупорядочениподчиняетсяопределеннымзаконамивсилуэтогодоступенконтролю,чточеловекспособенставитьцелиидобиватьсяихдостижения,контролироватьпроисходящиеснимсобытия,пр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: